Дьявол кроется в нюансах

Д

Привет, друзья! Я продолжаю свой сериал о бумаге. В первом сезоне я рассказал о самых распространённых видах бумаги. Второй сезон начал со статьи о любимице канцелярщиков — офсетной бумаге. Статья была о том, как этот вид бумаги получил своё название, где её используют и, собственно, о самой офсетной печати. После этого меня уже было не остановить и я написал статью о современных способах изготовления бумаги. Казалось бы, всё, остановись, но я не такой. Я уже разогнался и теперь тормозну, только когда расскажу всё, что знаю.

Итак, кроме обычной офсетной бумаги с заводов выходят и другие её виды. Из этой статьи вы узнаете, что будет, если хоть чуть-чуть вмешаться в процесс производства на каком-то из этапов. Вот несколько примеров.

Навигация

Бумага для цифровой печати без покрытия

Цифровая печать

На изображении верхняя часть принтера, а ней лежит красный лист, а на нём напечатно "цифровая печать"
Когда изображение само за себя говорит

Выше я дал ссылку на статью об офсетном способе печати, но это прошлый век. Сейчас я расскажу о способе, который выбирает новое поколение, — о цифровой печати. Ей не нужны заранее подготовленные печатные формы и прочие танцы с бубном. Она позволяет печатать изображения или текст сразу из электронных файлов с помощью технологии прямого нанесения красок на бумагу. Самый популярный на сегодня вид цифровой печати — электрографический. По этому принципу работает бо́льшая часть современных принтеров, копиров и МФУ.

На изображении гипотетический станок для цифровой печати
Станок для цифровой печати

Для цифровой печати обычная офисная бумага не подойдет, потому что она рыхлая, слишком влажная и у неё высокая впитываемость. Из-за рыхлости и впитываемости напечатанные изображения будут тусклыми, а цвета — далёкими от оригинальных. Из-за высокой влажности бумажный лист во время печати может деформироваться: его перекосит, он скрутится в трубочку или пойдёт волнами, будто на нём рисовали акварельными красками. Так может произойти из-за одного этапа печати: прохождения листа с нанесённым на него тонером через печку принтера — фьюзера. В печке очень высокая температура, она нужна, чтобы нанесённый на бумагу тонер расплавился и впечатался в структуру листа. Но одновременно с этим из бумаги испаряется лишняя влага, она-то его и деформирует.

Вот так, например
Или так

Ремарка

Вот вы прочитали абзац и задумались «Лол, што?! У офисной бумаги высокая впитываемость?» Конечно, всё познается в сравнении. Когда я пишу о высокой впитываемости, то сравниваю обычную офсетную бумагу с бумагой для цифровой печати или меловкой, о которой вы узнаете несколькими абзацами ниже. Но если сравнивать офсетку с туалеткой, то, без сомнений, последняя впитывает лучше.

  • Высокое качество сырья: бумагу для цифровой печати делают из чистой целлюлозы без примесей. Она так и называется — чистоцеллюлозная.
  • Устойчивость к высоким температурам: достигается с помощью специальных наполнителей, которые добавляют ещё на этапе производства бумажной массы.
  • Очень гладкая поверхность: получается с помощью дополнительной прогонки бумажного полотна на каландрах. В зависимости от количества пройденных валов бумага бывает каландрированная, высококаландрированная и суперкаландрированная.
  • Равномерная плотность: достигается с помощью того же дополнительного каландрирования.
  • Качественная резка бумаги: крайне важный показатель для полиграфистов, заботящихся о своем оборудовании. Если края листа будут расслаиваться, то на краскопереносящих элементах появятся царапины. Это приведёт к быстрому износу оборудования или поломке. По этой же причине важно, чтобы края были без пыли и загибов. Лучше, если резка будет заводская, а не в местной типографии. На заводе пыль убирают сразу во время резки и за состоянием резаков следят лучше. Хотя всегда бывают исключения с той и другой стороны.
Усреднённые технические характеристики
  • Плотность, г/м²: 90-350,
  • Доступные форматы: А4, А3,
  • Представители вида: IQ Premium, IQ Selection Smooth, Color Copy, Xerox Colotech+.

Ремарка

Бумага для цифровой печати — мой любимый сорт бумаги. Я пользуюсь ей, когда пишу перьевой ручкой. Писать на такой бумаге — непередаваемое удовольствие: из-за её супергладкости перо скользит невероятно легко. Чернила на ней быстро впитываются, не проступают на обратную сторону листа, не растекаются и не образуют «ёлочку» во время письма. Ох, а какие тактильные ощущения — сказка! Рекомендую тем, для кого слова «обратная связь при письме» не пустой звук.

Мелованная бумага (меловка)

— высококачественная чистоцеллюлозная бумага с покрытием, используемая в полиграфии. По сути, это обычная офсетная бумага (в этом случае её называют бумагой-основой), прошедшая через один или несколько этапов мелования. Мелование — это процесс покрытия бумажного полотна одним или несколькими слоями меловальной пасты (отсюда и название).

На изображении рулон красиво переливающейся мелованной бумаги
Рулон меловки
Подробности, обожаю подробности!

Меловальная установка — чудо-машина для производства мелованной бумаги (О, Кэп, привет!). В зависимости от технологического процесса она может быть внутренней секцией бумагоделательной машины (БДМ), а может и отдельно стоящей установкой. Отдельно стоящая установка занимает больше места, но и возможностей у неё больше.

Процесс выглядит так: на бумагу-основу или картон наносится тонкий слой меловальной пасты. Она может состоять из латекса, мела (GCC), оптического отбеливателя, каолина, карбоната кальция или диоксида титана, а ещё крахмала и нескольких компонентов. От плотности и качества бумаги-основы, состава пасты и количества слоёв зависит стоимость мелованной бумаги.

На изображении один их вариантов нанесения меловальной пасты на бумагу-основу
Один их вариантов нанесения меловальной пасты на бумагу-основу

Вот один из вариантов технологии производства

С БДМ рулоны бумаги-основы поступают на разматывающее устройство меловальной установки. После этого бумагу разравнивают и натягивают на специальных валах. Затем её отправляют на клеильный пресс, где и происходит мелование. Оно может быть однократным и многократным, односторонним или двусторонним. Следующий этап — сушка. После неё бумага возвращается на меловальную установку, потом снова на сушку и снова мелование. И снова сушка. Окончательно просохнув, мелованная бумага попадает на финальное каландрирование. После каландров её так же, как и обычную бумагу, наматывают на тамбурные валы (jumbo reel) и режут на заказанные форматы.

Глянцевая бумага на валу
Глянцевая бумага, намотанная на вал

В зависимости от назначения бумаги, поверхность меловки бывает глянцевой (gloss coated), полуматовой (satin или silk coated) или матовой (matt coated). Такой она становится благодаря режимам работы и поверхностям каландров, через которые её прогоняют. В зависимости от того, какую поверхность хотят получить, используют тот или иной набор валов.

На изображении два мотка бумаги: глянцевой во внутреннем круге и матовой по внешнему кругу

На современных фабриках используют каландры с регулировкой усилия прижима каждого вала. Если нужно получить матовую поверхность, то бумажное полотно пропускают через валы, покрытые пластиком или резиной. Если глянцевую, то пропускают через отполированные до зеркального блеска суперкаландры. И как-то уже по-особенному настраивают режим работы валов, чтобы получить полуматовую поверхность.

Усреднённые технические характеристики меловки с глянцевым покрытием
  • Плотность, г/м²: 120-280,
  • Доступные форматы: А4, А3, SRA3 (450х320 мм),
  • Представители вида: Color Copy Gloss coated, Xerox Colotech+ Gloss coated.
Усреднённые технические характеристики меловки с матовым покрытием
  • Плотность, г/м²: 120-280,
  • Доступные форматы: А4, А3, SRA3 (450х320 мм),
  • Представители вида: Color Copy Silk coated, Xerox Colotech+ Silk coated.

Кстати, есть вариант получить ещё один вид бумаги — текстурированную (Embossed Paper). В этом случае меловку каландрируют на специальных профильных валах.

На изображении текстурированная бумага - лён
Так выглядит дизайнерская бумага для визиток с текстурой «лён»
Ром, а для чего нужны глянцевые и матовые покрытия?

Изображения, напечатанные на глянцевой (gloss coated) бумаге, получаются яркие, контрастные и максимально реалистичные. Полиграфисты и печатники любят глянцевую бумагу за меньший расход краски, бо́льшую гладкость, минимальные отмарывание и пыльность (если сравнивать с остальными видами меловки).

Отмарывание — брак, дефект, перенос только что напечатанного изображения или текста на обратную сторону следующего листа. Это грозит ненужной картинкой там, где её быть не должно, а самое ужасное — из-за лишней краски листы могут слипнуться между собой.

Вот так выглядит отмарывание

Однако такая бумага не располагает к чтению: глянцевая поверхность сильно бликует, из-за этого приходиться прерываться, перечитывать текст заново, как следствие, внимание рассеивается, а информация воспринимается с трудом.

Примеры печати на матовой и глянцевой бумагах
Что же делать?

Вот тут на помощь приходит меловка с матовым покрытием (matt coated). По сравнению с глянцевой, матовая меловка более жёсткая, пухлая и непрозрачная, тактильно приятнее на ощупь. Такая бумага не бликует, поэтому текст на ней читать гораздо легче. Как раз такую бумагу используют в журналах серьёзнее, чем гламурный «глянец». Хотя на самом деле и основная масса того самого «глянца» напечатана на матовой бумаге, а вставки с изображениями либо отпечатаны на глянце, либо покрыты лаком.

Альтернативы?

Для тех, кто знает толк в извращениях и не страдает отсутствием денег, производители сделали компромисс — полуматовую мелованную бумагу (silk coated). Она совмещает плюсы глянца в части глубины передачи цветов и в то же время не бликует, как матовая бумага. Её гладкая бархатистая поверхность отлично впитывает краски, обеспечивает точную цветопередачу и стойкость отпечатков.

Меловку широко используют в полиграфии. На ней печатают журналы, рекламные буклеты, листовки, флаеры, плакаты, календари разных форматов, визитки — это из очевидного. Из неочевидного: подарочные издания книг с качественными иллюстрациями, энциклопедии и художественные альбомы. А вообще меловку выбирают люди, желающие получить первоклассный результат и не терпящие компромиссов. Если это их заказ, не важно, буклеты, каталоги или брошюры, всё должно быть на высшем уровне — только лучшее, только хардкор.

Ремарка любителям письма перьевой ручкой

Друзья, такая бумага нам абсолютно не подходит. Её изготавливают для конкретных задач: печати специальными красками. И вот то самое мелованное покрытие, не важно, матовое или глянцевое, не даёт жидким чернилам, которые используют перьевые ручки, впитаться. Вы быстрее состаритесь, чем дождетесь пока они высохнут на листе. А бумага да, очень приятная, но не про нашу честь.

Цветная бумага для офисной техники тонированная в массе

На изображении красиво разложенный веер из цветных бумаг

Окрашивание бумаги — сложный химический процесс. Скажем так, целлюлоза совсем не горит желанием краситься. Она отбеливаться-то не хочет, что уж говорить о переобувании в красный или голубой цвета, например.

Один из вариантов окрашивания — добавление красящего вещества в мешательный котёл, о котором я рассказывал в предыдущей статье. Такую бумагу называют тонированной в массе — это значит, что она прокрашена полностью: снаружи с обеих сторон и внутри на срезе.

Интересна сама технология производства. Окрашивание планируют так, чтобы БДМ не останавливалась. То есть при окрашивании бумажной массы происходит плавный переход от одного оттенка к другому, от бледных пастельных тонов к средним, интенсивным цветам, а от них к насыщенным неоновым.

На изображении раскладка из 30 цветов цветной бумаги IQ Color. 4 группы: пастельные, стильные, интенсивные и неоновые цвета.
Раскладка из 30 цветов на примере бумаги IQ Color

Но всё меняется, когда речь заходит о чёрном цвете. Его всегда изготавливают последним в партии. Вряд ли вы обращали внимание, но это самый дорогой цвет в палитре. А дело в том, что после изготовления чёрного цвета всю производственную линию БДМ останавливают. Всё тщательно отмывают от краски и меняют окрашенные сукна, по которым двигалась окрашенная бумажная масса, а потом и полотно сеточной части БДМ. Остановка БДМ и дополнительные работы входят в стоимость чёрного цвета, не, ну а как ещё? В остальном производство цветной бумаги ничем не отличается от обычной офсетной.

Рулон цветной пастельной бумаги
  • Плотность, г/м²: 80, 160,
  • Доступные форматы: А4, А3,
  • Представители вида: IQ Color, Promega jet, Creative color, Комус Color, Staff Color, OfficeSpace.
Цветная бумага в листах

Ремарка

Раньше было правило: для изготовления цветной бумаги используют только высококачественное сырьё, так называемую бумагу класса «А». Однако рынок диктует новые правила, поэтому производители понизили планку качества. Как я понимаю, сейчас некоторые из них используют сырьё для изготовления бумаги класса «С». Се ля ви.

Нарезанная и подготовленная к упаковке цветная бумага, так называемая «Радуга»

Итог

Из предыдущих статей вы уже поняли, что изготовление бумаги — это сложный и кропотливый процесс. На примере цветной и мелованных бумаг я показал, что любое вмешательство в технологию изменяет результат.

«У хозяина всё уже давно просчитано, у хозяина всё уже давно взвешено»

© Дельфин — Собачий бой

И вот, как это происходит на практике.

Некоторые производители бумаги не соблюдают ГОСТ. Когда они делают чистоцеллюлозную бумагу, тот самый офсет №1, то разбавляют её древесной массой. Раньше считалось нормальным разбавлять до 10%, типа это почти не отражается на технических характеристиках бумаги, а сейчас, говорят, что разбавляют до 25%. А ещё экономят на тех самых наполнителях и клеях, которые делают бумагу ровной, прочной и крепкой. Некоторые производители экономят на других стадиях производства, например прогоняют бумажное полотно через минимальное количество каландров. То есть бумагу планируют использовать для изготовления престижных ежедневников и она должна быть отполирована до состояния зеркала, а берут бумагу для изготовления школьных тетрадей.

Производители апеллируют к тому, что ГОСТ от 1989 и с тех времён технологии шагнули далеко вперёд. Зато теперь становится понятно, почему заявленная в ежедневнике офсетная бумага плотностью 80 г/м² не такая уж и гладкая, почему чернила на ней плывут и пробиваются на обратную сторону листа. Просто экономия — ничего личного. Для меня результат один: продукт в мусорную корзину. Так умирают бренды.

А вот ещё интересная инфа о меловке.

Хитрые китайцы наносят на мелованную бумагу в несколько раз больше слоев меловальной пасты. Тем самым они убивают двух зайцев: экономят дорогостоящее целлюлозное полотно и выходят на запланированную плотность. Вроде никакого обмана, цена ниже и даже прогонные характеристики в норме. Вот только изделие живёт значительно меньше положенного срока: краска осыпается вместе с излишними слоями мела, страницы более хрупкие и менее эластичные, а лист слабо сопротивляется изгибу. Это очередной компромисс, ведущий в бездну.

Ок, что делать?

Покупать, пробовать и не молчать, если что-то не так. Мы молчим, когда нас всё устраивает, и бурчим под нос от досады, когда что-то не так, максимум делимся этим с близкими. Нам кажется: невелика потеря, это же всего лишь канцелярка. Нет, это не так. Пока мы молчим, не чистые на руку производители так и будут гнать порожняк: пипл-то сейчас хавает и дальше будет.

Поэтому я призываю вас высказываться. Благо интернет даёт эту возможность. Рассказывайте на рекомендательных сервисах, пишите и выкладывайте фотографии в социальных сетях. Делитесь крутыми и отстойными покупками со мной. Мои личные сообщения открыты во всех социальных сетях. Приходите в «Канцчат» в «Телеграме», здесь вы найдете единомышленников и получите ответы на многие вопросы.

Этой статьёй я завершаю второй сезон цикла «Канцелярская бумага», но вопрос не закрываю: мне ещё есть что сказать. Не переключайтесь!

Об авторе

Роман Белопухов

Рубрики