В прошлой статье я рассказал, из каких основных элементов состоит перьевая ручка. Сегодня расскажу об анатомии перьев, каких размеров они бывают, чем отличаются и из каких материалов их изготавливают. Погнали!
Анатомия пера:
Наконечник (англ. Tipping material) — в форме шарика из твердосплавного металла, припаянный к телу пера, отшлифованный, отполированный до зеркального блеска и распиленный пополам. От размера шарика и формы его заточки зависит толщина линий письма. От качества его полировки — гладкость и обратная связь от письма, а от сплава, из которого он изготовлен, — долговечность. Сплав изготавливают таким образом, чтобы он обладал двумя важными характеристиками: устойчивостью к трению, ведь под микроскопом видно, что бумага не такая уж и гладкая, и устойчивостью к коррозии, ведь чернила — агрессивная среда.
Частенько на перьях встречается надпись Iridium Point или Iridium Point Germany. Она означает, что у пера есть твердосплавный наконечник. Однако это не даёт никаких гарантий качества, и не факт, что ручка вообще будет писать. А приписка Germany всего лишь означает, что материал для наконечника закуплен в Германии. Где же изготовлено само перо, знает только ветер, который могуч и гоняет стаи туч. Но бывает такое, что перо и без наконечника отлично пишет. Так было с моей первой ручкой Schneider School.
Кстати, иридия в сплаве твердосплавного наконечника, скорее всего, нет, либо его там совсем чуть-чуть. В сплавах используют металлы платиновой группы: осмий, рутений, саму платину, а ещё родий, вольфрам, рений и очень редко сам иридий, если я всё правильно перевёл.
Прорезь (англ. Slit) — благодаря капиллярному эффекту чернила по ней подаются к наконечнику пера, а с него — на бумагу.
Воздушное отверстие (англ. Breather hole) — через него воздух попадает в канал фидера, а оттуда — в резервуар с чернилами. О том, как работает фидер, я расскажу в следующей статье.
Зубья (англ. Tines) — половинки пера, которые в зависимости от его формы, длины, толщины и материала могут чуть или не чуть-чуть, расходиться при сильном нажиме на ручку.
Плечи (англ. Shoulders) — это самая широкая часть пера, придающая ему жёсткость. Проще говоря, чем шире плечи, тем перо жёстче, и наоборот: чем плечи уже, тем оно гибче.
Тело пера (англ. Body) — обеспечивает форму и тоже придаёт перу жёсткость. На широкой задней части пера, той, что между воздушным отверстием и основанием, производители штампуют или гравируют свои названия, толщину пера, ставят пробу золота, из которого изготовлено перо, если оно золотое, конечно.
Хвостовик (англ. Tail) — задняя часть пера. Совмещённый с фидером хвостовик надежно фиксируется в грип-секции ручки на трении или резьбе. Такое сочетание не даёт перу выпасть и вращаться относительно барреля ручки. Однако хвостовик есть не у всех перьев, например перья Lamy — съёмные, короткие, без хвостовика, сидят на трении на фидере ручки.
Стандартные размеры перьев:
обозначены буквами и указаны на пере
Нужно сделать лирическое отступление и сказать, что есть две условных школы кунг-фу (зачёркнуто) стандартов размеров пера: европейский (или западный) и японский. Взгляды этих школ расходятся во мнении о размерности перьев. Японские перья любого производителя значительно меньше европейских. Это напрямую связано с японской письменностью, требующей высокой детализации. Раньше сложно было найти японское перо размера B, так как в Японии в них не было необходимости. Сейчас есть всё, но это скорее требования рынка, нежели самих японцев.
Популярные размеры перьев:
- EF (XF) — Extra Fine — Экстратонкое перо, экстратонкий след, экстратонкий штрих, для любителей экстратонкости, такие люди есть, их много, поверьте.
- F — Fine — Тонкое перо, первая стандартная ширина всех производителей. Один из двух популярных размеров.
- M — Medium — Среднее перо. Вторая стандартная ширина пера производителей и второй популярный размер.
- B — Broad — Широкое, третий стандарт ширины всех производителей. Эта ширина, как и EF, на любителей, хотя это не самые экстремальные варианты. Есть нечто покруче, читайте ниже.
Не самые популярные, но и не самые редкие размеры перьев:
- UEF (XXF) — Ultra Extra Fine — Ультраэкстратонкое — самое подходящее описание: игла, а не перо. Им не пишут, его используют для графических и оформительских работ, но, возможно, и в качестве орудия самообороны. На сайте Nakaya — люксовое подразделение компании Platinum (Япония) — сказано, что ручками с такими перьями пользуются бухгалтеры: возможно, выписывают своими маленькими ручками маленькие зарплатки.
- EB (BB) — Extra Broad — Экстраширокое, или очень широкое перо, если по-нашему.
- EEB (BBB) — Extra Extra Broad — Экстраэкстраширокое, тут не след, тут уже шоссе на бумаге получается.
Но и это ещё не всё. Знакомьтесь!
Нестандартные виды заточек перьев:
На самом деле в среде любителей ручек такими перьями никого не удивишь, но эта статья и не для них. Ручки с перьями нестандартной заточки не встретишь в обычном канцелярском магазине, их ещё поискать нужно. Такие перья не всегда нужны обычному человеку в обычной жизни. Зато они с ходу могут улучшить любой почерк на 37 % без особых усилий. Эти перья созданы для наслаждения процессом письма и его результатом. Ну и для уроков по каллиграфии они тоже подойдут.
Плоские перья:
Стаб (англ. Stub) — плоское перо, срезанное под прямым углом. Довольно часто владельцы ручек сами перетачивают обычное надоевшее или убитое перо в стаб.
Штрих: вертикальная линия широкая, горизонтальная узкая.
Особенности: у стаба широкое сечение пера и округлые углы. Такая форма окончания прощает огрехи хвата, неправильной постановки руки и положения пера относительно бумаги. Подходит новичкам.
Италик (англ. Italic) — тонкое плоское перо, срезанное под прямым углом. За пером с такой заточкой идут к нибмейстеру. Из-за небольшого спроса на перья с такой заточкой заводского производства больше нет.
Штрих: благодаря такой форме кончика пера увеличивается контраст между широким вертикальным штрихом и узким горизонтальным. Характер письма аналогичный письму стабом, но линия более выразительная, художественная.
Особенности: у италика углы более резкие, поэтому при неправильном хвате перо будет резать, царапать бумагу. Неопытному пользователю письмо таким пером покажется дискомфортным. Чтобы писать пером с такой заточкой, требуется подготовка, в первую очередь это постановка руки. Однако результат того стоит, если приноровиться.
Нибмейстер (англ. Nibmeister) — мастер, занимающийся исправлением и доводкой перьев перьевых ручек. Он выправляет погнутые перья, перетачивает из одного размера в другой (из большего в меньший), а может и совсем изменить форму наконечника пера. Нормальная практика нибмейстера — реставрация винтажных ручек, если они не убиты окончательно. Нибмейстер — это одновременно почётное звание и признание мастера своего дела в ручечном сообществе.
Господам, знающим толк в… письме:
Особенности письма:
Культура письма разделила людей на два типа писателей: по способу хвата ручки и по характеру письма, так называемые андеррайтинг (англ. Underwriting) и оверрайтинг (англ. Overwriting). При андеррайтинге рука с пишущим инструментом располагается под написанным текстом. При оверрайтинге рука располагается над написанным текстом, а при большом объёме и на нём самом. Последний стиль письма ещё называют закрученным (англ. Curled) из-за формы сгиба кисти во время письма.
Кроме италиков есть ещё один вид перьев, которые больше не изготавливают фабрично — это перья с косым срезом, их называют облики. Основное их назначение — повысить комфорт от письма при нестандартном хвате, например, когда пользователь наклоняет ручку в ту или иную сторону и уже не может или не хочет исправлять постановку руки, а писать нужно много, быстро и уже сейчас.
Облик (англ. Oblique) — легче всего было бы показать форму заточки такого пера в трехмерной проекции, но я всё же попробую объяснить на словах. Чтобы понять, как выглядит такая заточка, нужно взять ручку пером к себе и перевернуть, чтобы видеть фидер. А после этого внимательно взглянуть на наконечник пера, тогда станет видно, что пишущая грань кончика будто срезана под углом: один край выше другого.
Облики бывают левые, для правшей, и правые, в основном для левшей. Если правильно подобрать перо, левша сразу почувствует комфорт во время письма. К слову сказать, правшам пользоваться ручкой с таким пером тоже понравится, если оно, опять же, правильно подобрано.
Другие перья:
Мьюзик (англ. Music) — специфическое перо с тремя зубцами, двумя прорезями и двумя каналами соответственно. Такое перо создали всего для одной задачи: записывать ноты, поэтому у него такое название. Кто-то скажет, что им можно пользоваться как стабом. Ну так и микроскопом тоже можно гвозди заколачивать. Секретное оружие этого пера — две прорези + два чернильных канала, обеспечивающих равномерную обильную подачу чернил и позволяющих чернилам дольше не пересыхать, когда ручка лежит без колпачка. Считается, что композиторам это особенно нужно во время сочинения музыки.
Архитект (англ. Architect) — ещё одно перо со специфической заточкой. Его вертикальные штрихи тонкие, а боковые — широкие. Получается эдакий стаб, повёрнутый на 90 градусов. Такая форма наконечника пера позволяет писать восточные шрифты вроде иврита или арабской вязи. А ещё такое перо подойдёт левше-андеррайтеру или правше-оверррайтеру. Перо с такой заточкой позволяет писать классическим курсивным шрифтом италик.
Зум (англ. Zoom) — другой вид заточки пера, не так давно придуманный японскими мастерами. Это один из самых сложных в изготовлении типов окончания пера. В боковом сечении форма окончания похожа на половину параболы, а со стороны фидера — на треугольник. Суть пера в получении разной толщины штриха при разном угле хвата ручки, то есть при вертикальном хвате линия получается очень тонкой, а при пологом — значительно шире. Японские мастера разработали такую форму наконечника специально для художественного написания иероглифов, чтобы приблизить возможности металлического пера к письму традиционной кистью.
Фудэ (яп. Fude — кисть) — это специальное стальное перо, распространенное в Азии. Оно выполняет те же задачи, что и зум (англ. Zoom), но без плавного увеличения линии. При взгляде сбоку перо напоминает форму хоккейной клюшки. В вертикальном положении ручка выдает тонкую линию, а при нормальном — широкую.
Материалы:
Сталь — самый распространённый и популярный материал, используемый для изготовления перьев. Это напрямую связано с его доступностью и ценой, ведь он дешевле золота или титана. Однако удовольствия от письма таким пером не меньше. На приличных стальных перьях ставят клеймо производителя и указывают его ширину.
Золото — второй по популярности материал после стали. Обычно перья изготавливают из золотых сплавов. Вот стандартные пробы: 585/14 К, 750/18 К и 875/21 К. Так делают приличные производители. Китайцы же используют золотые сплавы, какие под руку попадутся. Я, например, держал в руках старую китайскую ручку с золотым пером 12 К. В отличие от стального пера, на теле которого указаны производитель и размерность, на золотом ещё и пробу ставят.
Титан — уникальный материал, перья из него встречаются нечасто. Однако, благодаря высокому порогу пластической деформации, из него получаются прекрасные гибкие перья, о которых я расскажу ниже.
Ходит заблуждение, что золотые перья служат дольше, пишут мягче и они более упругие в письме. Дескать, золото инертно по отношению к агрессивной чернильной среде, которая в клочья разъедает перья из стали. Может быть, 100 лет назад так и было, но сейчас сталь совсем иная. Но я соглашусь с тем, что золотым перьям уделяют больше внимания по доводке: материал обязывает. Что же до ощущений от письма, то напомню: у всех современных ручек на конце пера наконечник из твердосплавного металла, который и соприкасается с бумагой. Я писал ручками с золотыми перьями, твёрдыми, как гвоздь, и так приятно пружинящими стальными, что не оторваться от письма. В общем, тут есть о чём задуматься.
Тип пера:
Открытое — классика. Когда слышу словосочетание «перьевая ручка», именно с таким пером её себе и представляю: большое золотое с узорами. О таком пере сейчас и речь.
Полузакрытое/полуоткрытое — в этом случае часть пера утоплена в корпус, как правило до воздушного отверстия.
Закрытое — всё перо утоплено в корпус ручки, наружу выступает только маленькая часть с зубьями.
Коническое — перо особой формы, как на фото.
В современном мире тип пера не влияет на процесс письма. Появление разных типов связано с событиями в истории, практическими или дизайнерскими решениями. Но сейчас это не имеет значения, в бой идёт вкусовщина.
По степени гибкости:
Жёсткое (англ. Firm/Stiff) — ещё одно название «гвоздь» — стандартное, обычное, ординарное, привычное нам перо. С таких перьев начинают те, кто пересаживается с шариковой ручки. Ведь такое перо прощает излишний нажим ветеранам шариковых войн и в то же время показывает, что для письма давить не нужно: след на бумаге всё равно останется. Жёсткое перо постепенно приучает к лёгкости письма, реабилитирует, возвращает к жизни и готовит к новым перьям.
Упругое (англ. Springy) — не путайте с гибким. Такое перо приятно пружинит при письме, не более, зубья от нажима не расходятся или расходятся, но первый и последний раз.
Гибкое (англ. Flex) — основная его особенность — разводить зубья под нажимом, увеличивая толщину штриха без ущерба для пера. Различают несколько степеней гибкости перьев.
Степень гибкости гибких перьев:
Полугибкие (англ. Semi-flex) — при нажиме увеличивают ширину штриха в 3 раза.
Гибкие (англ. Flex) — увеличивают ширину штриха в 4—6 раз.
Полногибкие (англ. Full-flex) — увеличивают ширину штриха в 6—8 раз.
Супергибкие, или «Мокрая лапша» (англ. Super-flex or «Wet noodle») — увеличивают ширину штриха в 10—16 раз!
Бесконечно долго можно смотреть на три известные вещи и на то, как твёрдая рука выводит восьмёрки гибким пером.
Послесловие:
Главная фишка перьевой ручки в том, что со временем твердосплавный наконечник стачивается под вашу манеру письма. В какой-то момент вы возьмёте ручку в руки, снимете колпачок, начнёте писать и поймаете себя на мысли: «Это восхитительно! Великолепно! Экстаз!» Ну с последним я, может, погорячился. За рубежом есть понятие «сладкая точка» (англ. Sweet point/Sweet spot), оно как раз характеризует ощущения от письма своей ручкой. Другому человеку может не понравиться писать вашей ручкой. А всё дело в том, что перо, наконечник которого сточился под вас, как сшитый на заказ костюм — эксклюзив, на другого не налезет. Это сложно передать словами на экране устройства, можно только почувствовать, да и то не сразу. Но оно определённо того стоит.
Не прощаюсь! Стей тюнд!
Постскриптум:
Этот материал скопирован со страниц независимого издания о канцтоварах и бумаге — «Сегмент.ру». Я сам написал эту статью, но уже в качестве автора и главного редактора этого ресурса. Не вижу причин, чтобы не делиться полезными статьями со своими читателями. Но если вы хотите узнать о канцтоварах ещё, приходите на «Сегмент.ру», там много крутых авторов и статей!